В Набрежных Челнах открываются творческие сезоны: оркестр «Провинция», театр «Мастеровые», ещё несколько профессиональных коллективов традиционно «стартуют» в октябре. Но кроме профессионалов зреют молодые и незнакомые. Скоро, в свой день рождения 23 октября, встретится со зрителем молодёжная театральная студия «Ключ». А в минувшее воскресенье «ключники» приютили в своём зале молодых челнинских поэтов. 15 октября зал ЦДТ «Огниво» вместил в себя около полусотни слушателей. Неожиданно мало или неожиданно много? Для театра – мало, для поэтического клуба «чёрный вторник» - рекорд. А для первого поэтического вечера из той серии, что предлагается провести в этом сезоне, рекорд утешительный – читатель и зритель, наверное, есть. Важно, что удалось добиться слушающей и отвечающей тишины, столь необходимой для звучащей поэзии. Зал был внимателен и снисходителен, «пришли те, кому это надо». Анатолий Ухандеев, Евгения Кулакова, Дмитрий Русин, Лилия Тутлыкова, Юлия Зольникова, Наташа Гермогентова – вот имена новых творян. Публичным дебютом вечер стал только для Евгении Кулаковой, немного неловко прочитавшей неровно-нервные в цветаевской традиции строчки. Искренность, обязательность невыносимого одиночества в борьбе с расчерчено-правильным существованием, право на собственный взгляд - это слово Евгении: * * * Молодой философ Знакомил нас с Коперником. Он не знал, глупышка, Что плоская земля! А я была у края, Кидала камни в бездну, Глухие всплески слыша, Я вздрагивала чуть. И звездочки тонули, Мерцанье прекращая У спин китов-держателей, И падали опять. Был ветер тихим-тихим, Глубоким было небо. Туда бы вот Коперника И нашего философа! Наташа Гермогентова – известный автор-исполнитель лиричных, очень сильных текстом песен, участница и победительница нескольких конкурсов. Она сидит просто на досках сцены, без стульев, и песни её - просто сегодня, только сейчас. Серьёзная убедительность, внутренняя сила – то, что заставляет «сбываться песни». «Но почему сливаются люди, предметы я вижу только тебя, когда ты рядом со мной, когда ты рядом. Солнечный свет, ты улыбаешься, щуришься какое счастье, ты улыбаешься, ты улыбаешься…» («Шалашик») Анатолий Ухандеев, ваш покорный слуга, прочитанными (и пропетыми) стихами «о любви» закрывает тему полутора последних лет. Усложнённый, неправильный синтаксис, неизбежность существования и необходимость Бога, привыкание к размеренному и к необычайному: *** Мне нужен дом простой земной любви, Родная женщина и дети. Так тяжело наедине с твоим Стремительным молчанием, Свидетель. И я свидетель, близорукий червь земной, Свободный, как снежинка в снегопаде, Но если птица пролетает над ольхой, Я верую. И жертв иных не надо. Обыгранные действием стихи Лилии Тутлыковой обрели неожиданную силу. Лилия ходила по сцене, взаимодействовала с розой, стульями и гитарой – этим немного отвлекая внимание от собственно текста (и от его недостатков тоже). Необычайно звучали эти стихи о материнстве, о непрестанной верности, о нежном ожидании. * * * Мой будущий мальчик, Со взглядом тумана Пугающий сотни речных комаров. Мой будущий мальчик, Ступивший упрямо На плиты забытых, уставших богов. Он шёпотом трав Загоняет лягушек Подальше, подальше от девичьих глаз. Он ночью вчера Протянул мне кувшинку – Сказал, чтоб в холодные зори ждала. И он обещался Придти непременно. И весточки шлёт в каждом всплеске реки. Мой будущий мальчик, Мой сын – Богу верный, Полено кладёт в земляные костры. Быть может самый замеченный Дмитрий Русин читал громко и внятно, читал стихи по обычаю восторженные и яркие. Для Дмитрия – поэзия больше простых сочетаний букв, больше удовольствия полученного от стихоложества. Стихи его – способ рассказать о мире, который прекрасен, о человеке, который никак не научится – но учится - быть самим собой. * * * Настанет день и час такой Трёхкомнатной холодной воли: Душа пройдёт, как приступ боли, Как шорох в поле за рекой. И вот уж ты легко-легко Идёшь по улице, не глядя… И вдруг всё стало далеко, Как стих в студенческой тетради. Закрывала вечер Юлия Зольникова с живописным, ярким, насыщенным языком. С вязью слов, богатством поэтических приёмов – идущих не от ума (сильного мыслью), а от сердца (сильного свободой). Утверждая Веру, любовь ко Христу, Юлия стремится, однако, к простоте сказанного и сам отказ от пастернакового сложного напоминает великую простоту того же Пастернака. * * * Когда проекты спотыкаются на «к», но прорастает каждый двор стрелой упрямо, когда хозяйка придорожного ларька становится бездомной кошке мамой. Когда стихи читаешь на ходу с молитвой вперемежку, Боже правый, и думаешь: в каком таком бреду, каким же очумелым костоправом суставы улиц, переходов и мостов так вывернуты были к зюйд-зюйд-Весту, как сумасшествие сие ум праотцов на веру взял, и, в общем, без протестов? Когда меж степью и рекой парит она – Победа-мать, когда почти засохло всё, что могло быть зелено, вдруг – на тебе – растёт совсем неплохо. Когда разлука, кажется, легка, но возвращаться, понимаешь, втрое легче, и от ума находишь счастье, и рука, плечо и сердце друга, и о вечном за чаем разговоры, за столом, за вафлями послали в вечер тёмный, тогда я понимаю, здесь мой дом, в любви, растущей прямо на бетоне. Ещё в конце этого года ТС «Ключ» и клуб «чёрный вторник» надеются на второй поэтический вечер. Приглашены казанские поэты и Евгений Поспелов из города Елабуги. Выход из дружеского междусобойчика в публичность – неоднозначный, быть может опрометчивый шаг для юности, но шаг, без которого творчество уже не мыслилось, а значит необходимый.
|